То, каким будет болид, в основном определялось, да и определяется сейчас, регламентом. Именно регламент прописывает пункты, по которым строится болид, устанавливает размеры шин и объем двигателя. Практически каждый год этот регламент меняется. Самое большое изменение в этом тысячелетии произошло в 2009 году. Тогда болиды кардинально поменялись, и инженерам пришлось строить совершенно новые машины. В результате этого произошли очень большие перемены в расстановке сил: довольно медленные команды оказались впереди, а такие легендарные команды как Феррари и Макларен внезапно стали аутсайдерами.

Феррари 500 (Ferrari 500) — 1952 г. (Италия)
В 1952 году итальянец Альберто Аскари за рулём Ferrari 500 стал чемпионом, выиграв шесть из семи гонок.
Cooper Climax T51 — 1959 (Великобритания)
В 1959 году революцию среди болидов совершила команда Купер, построив первый заднемоторный болид. Купер T43/T51 славились очень хорошей управляемостью, но слабым мотором. Результат не заставил себя долго ждать и в двух последующих годах (1959–1960) Джек Брэбэм стал чемпионом. В 1961 году уже все участники чемпионата перешли на заднемоторную конструкцию автомобилей.
big_5jpg_81282c3
Ferrari 156 F1 ‘Sharknose’ — 1961 (Италия)
Команда «Ferrari», пожертвовав сезоном 1960 года, подготовила к 1961 году заднемоторную модель «-156», оснащенную совершенно новым двигателем V6, мощность которого достигала 180, а позже — и 190 л.с. На нем Фил Хилл завоевал звание чемпиона мира.
big_7jpg_22e9add

Lotus 25 — 1963 (Великобритания)

В 1963 году команда Лотус (одна из ведущих команд Формулы-1 в 60-е и 70-е годы) впервые использовала в конструкции автомобилей монокок, заимствовав такую конструкцию из авиационной промышленности.Колин Чепмен придумал инновационную идею для своего нового автомобиля Формулы-1.Хотя принцип конструкций с несущим кузовом не был нов, использование его для построения одноместного гоночного болида было в первый раз.

Проект Чепмена состоял из двух алюминиевых понтонов, которые сформировали стороны автомобиля. Эти две структуры скреплялись вместе, создавая трубчатую конструкцию, которая вместе с нижними рамами для передней и задней подвески сформировала шасси. Установленный двигатель V8, также придавал дополнительную конструкции. Алюминиевые понтоны использовались как топливные баки, улучшая сцепление.

big_9jpg_3b079b6
Lotus 25 — 1963 (Великобритания)
За первые пятьдесят лет автомобилей Франция была значимым игроком в международном гоночном мире, представленном легендарными изготовителями как Ballot, Delage и Bugatti. Ни один из них не пережил первые годы после второй мировой войны. К 1960-ым лидирующие позиции в гонках Формула 1 занимали Ferrari с одной стороны и Британцы Cooper, BRM и Lotus с другой. К сезону 69 года команда построила блестящий болид, на котором Джеки Стюарт уверенно выиграл чемпионат.
big_11jpg_b9c898f
Tyrrell P34 — 1976 г. (Великобритания)
Пожалуй, одним из самых необычных болидов в истории был шестиколёсный P34 команды Tyrrell. В конце 1960-ых начале 1970-ых в автомобилестроение пришло понимание важности аэродинамики. Основными ключевыми факторами теперь были прижимная сила и скольжение; прижимную силу старались увеличить, в то время как скольжение пытались максимально избежать.
big_13jpg_94a6a13
Renault RS01 — 1977 г. (Франция)
Эпоха двигателей с турбонаддувом началась с приходом Renault в Формулу 1. В 1977 году модель Renault RS01 впервые приняла участие в Гран при Англии. Преимущества турбокомпрессора с передаточным соотношением 1:2 по сравнению с традиционными моторами Cosworth и Ferrari были очевидны.
Со второй половины 1960-ых аэродинамика становилась все более значимой характеристикой для проектировщиков гоночных автомобилей. На гоночных автомобилях Формулы 1 появились спойлеры и аэродинамические крылья, которые создавали прижимную силу и увеличивали стабильность на высоких скоростях.
big_17jpg_a1f2b36
Ferrari 312T4 — 1979 г. (Италия)
К 1979 году Ferrari с помощью компании Fiat и Pininfarina адаптировала успешную модель Ferrari 312T к использованию эффекта прижимной силы, даже при том, что относительно широкий плоский 12-ти цилиндровый двигатель не учитывал трубки Вентури, столь широко используемые у конкурентов.
big_19jpg_b902980
Williams FW07 — 1980 г. (Великобритания)
Одержав на этой машине пять побед на Гран при в сезоне 1979 года, австралиец Алан Джонс стал в 1980 году чемпионом мира. Это был удивительно надежный автомобиль, 21 раз приносивший зачетные очки в первенствах мира.
McLaren Mp4/4 — 1988 г.

Сезон 1988 года был последним годом для турбо-двигателей. Конец 1980-х и начало 1990-х годов прошло под знаком легендарного противостояния Айртона Сенны и Алена Проста. Именно из-за него сезон 1988 многими признается лучшим в истории чемпионатов мира.

Источник: http://www.idrive.kz фото:http://www.f1rus.com